Правила и обряды похорон разных религий



 ПОГРЕБЕНИЕ ПО ПРАВОСЛАВНЫМ ОБЫЧАЯМ

Святая Церковь с самых первых времен своего существования особо при­лежно относится к останкам умерших христиан. По вероучению Церкви, тело человека является храмом бессмертной души, которая в будущей духовной жизни, по слову апостола Павла (1 Кор. 15,5 3), благода­тью Божией будет преобразовано в нетление и бессмертие. Историчес­кое основание погребения усопших дано в образе погребения Иисуса Христа. По примеру благочестивой древности и в настоящее время по­гребение умерших предваряется совершением различных символичес­ких действий. Тело умершего христианина родственники омывают водой, это действие делают с той мыслью, что оно должно предстать Богу в чистоте и непороч­ности. По омовении тело усопшего одевают в новые или чистые одежды, чем выражается вера в будущее обновление тела по воскресении. При этом в выборе одежды соблюдается соответствие с званием и служением усоп­шего, так как каждый человек должен будет дать ответ на будущем суде не только по долгу христианскому, но и по долгу служения. Тело умершего священника облачают в священнические одежды, тело военнослужителя одевают в военный мундир и т.д. Омытое и облаченное тело полагают на приготовленном столе, а затем полагают во гроб, сверху покрывают сава­ном (покрывалом для умерших).

Во гробе умерший полагается лицом к небу, с закрытыми глазами и сомк­нутыми устами, с руками, сложенными на груди крестообразно (правая по­верх левой). Лоб умершего украшается венчиком (он дастся в храме вместе с разрешительной молитвой), а в руку полагается погребальный крест (он также дается в храме), сверху савана кладется икона Христа Спасителя, ес­ли умерший мужчина, и Божией Матери, если умершая женщина. Гроб с  умершим ставится в комнате перед иконами, возле которых возжигаются крестообразно свечи или зажигается лампада. В православной Христовой Церкви существует благочестивый обычай чтения псалтыри над телом умершего. Чтение псалмов по умершим есть одно из тех благочестивых ус­тановлений Христовой Церкви, которые проистекают из материнских по­печений ея о чадах своих, заботливо устрояющей спасение их от рождения до смерти и не оставляющей их после смерти. Для чтения псалтыри над умершим родственники усопшего должны обра­титься в ближайший храм и пригласить для этой цели человека. Если нет возможности совершить чтение псалтыри над телом умершего, то псалтырь можно читать дома перед иконой и возженной лампадой. До погребения и после него об умерших служатся панихиды и  литии.

Под именем панихида разумеется церковная служба, по своему составу представляющая из себя сокращение чина погребения или отпевания. Лития - усиленное всенародное моление - совершается перед выносом усоп­шего из дома, по опускании его в могилу, а также после завершения всего чи­на погребения. Лития также входит в состав чина отпевания и панихиды. По сложившейся практике прощание с умершим происходит следующим об­разом. Родственники и знакомые, подходя ко гробу, где лежит умерший, осеня­ют себя крестным знамением и целуют икону, которая должна лежать поверх савана, а затем целуют венчик После прощания умерший полностью покрывается саваном, и священник (если не будет священника, то благочестивый ми­рянин) крестообразно посыпает тело умершего землей (предает тело земле), произнося слова «Господня земля, и исполнения ея, и вси живущи на ней». Нужно помнить, что погребение умершего без церковного чина отпевания недопустимо (за исключением самоубийц). Каждый православный человек должен быть отпет и предан земле на третий день со дня смерти. Под именем погребания разумеется и отпевание, и предание тела усопшего земле. Как правило, отпевание умершего происходит в церкви, для этого тело умерше­го ставится в храме головой к западу, а ногами к востоку. Желательно проща­ние с умершим родственники должны производить в храме, здесь он священ­ником крестообразно посыпается землей и закрывается гробовой крышкой. Для умерших существуют особые дни поминовения - третий, девятый и сороковой со дня смерти, дни ангела, рождения и смерти. В эти памятные дни в храме служатся панихиды об умершем, а дома накрываются поминаль­ные столы. Также четыре раза в году совершаются особые заупокойные службы, в родительские субботы и в великий пост со второй недели в субботу  совершаются также заупокойные службы.

При отпевании умершего, а в некоторых случаях и при совершении пани­хиды или литии в память об усопшем ставится на особом столе кутия или коливо, т.е. сваренные зерна или риса, или пшена, насыщенные сахаром или медом, украшенные мармеладом, отчего кутия всегда имеет сладкий и приятный вкус. Семена, приправленные сахаром или медом, означают ве­ру и надежду живых, что усопшая в благочестии душа наследует сладкую, приятную жизнь. Таким образом, кутия есть видимое выражение уверенности живых в бессмертии почивших, в их воскресение и их блаженной жизни через Господа Иисуса Христа, даровавшего своим верным чадим воскресение и жизнь вечную. Как малейшее семя, погребенное в земле, возрастает и впоследствии приносит обильный и совершенный плод, так и человек, пре­даваемый смертью земле, опять восстанет из небытия в вечное блаженство. Агент, взявший на себя ответственность по проведению погребального обряда по православным обычаям и традициям, может обратиться за квалифицированной консультацией в Московскую Патриархию. Кано­ническая группа Московской Патриархии (каб. 7) - Чистый пер., дом 5-Тел. 201-2462.



 ПОГРЕБЕНИИ ПО ИУДЕЙСКИМ ОБЫЧАЯМ

Запрещено приближать кончину человека, даже на одно мгновение, даже по его просьбе.
На каждом лежит обязанность выполнять любую просьбу умирающего, если она не противоречит Закону (например, кремация, медицинские опыты). Нельзя оставить умирающего одного. Принять последний вздох - проявле­ние высшего уважения.

Человеческое тело создано по образу Божиему, и неуважительное отношение к нему - оскорбление Творца. Тело запрещено вскрывать или кремировать, Глаза и рот после кончины должны быть закрыты близкими. Тело выпрямляют, снимают с кровати на пол (предварительно подстелив подстилку) ногами к двери. Покойного накрывают простыней. Запрещено выставлять его на обозрение. У изголовья ставят свечу.

Нельзя оставлять покойного в комнате одного. Кто-либо из членов семьи или любой другой еврей («шоймер») должен находиться с ним все время. Принято читать у тела Псалмы.
В комнате, где лежит умерший, нельзя есть, пить, курить и вообще удовле­творять потребности живых.

Тело нельзя двигать и даже прикасаться к нему без крайней нужды. Выливают всю воду, бывшую в доме в момент смерти. Зеркала и зеркальные поверхности в квартире должны быть завешены, Открывают окно.

С момента смерти и до конца траура в доме должна гореть негасимая свеча или лампадка - «нешомэ лихт» (электрическая лампочка нежелательна). Тело должно быть омыто и очищено. Моют все тело самым тщательным об­разом водой комнатной температуры. Абсолютно чистое тело должно быть последовательно и равномерно омыто минимум 20 литрами воды. На глаза покойного кладут щепотку земли или глиняные черепки. После этого умершего одевают. Одеяние, по традиции, должно быть из белой материи, простое и одинаковое для всех, без узлов и карманов («тахрихим») Не надевают обуви на покойного. Омовение и одевание совершают евреи.

Очищенного и облаченного умершего кладут в гроб. Гроб должен быть деревянным с выбитой одной из нижних досок или просверленным отверстием не менее 4 см в длину, как сказано: «ибо прах ты в прах возвратишься». Не кладут на тело ничего, в том числе цветов.

Гроб закрывают сразу же. Выставлять останки напоказ - кощунство и надругательство над беззащитным телом. Уважение не позволяет делать с него куклу.
Не хоронят в Субботу и еврейские праздники (йом-тов). Кроме этих случаев, откладывать похороны даже на один день запрещено. Задержка похорон - дополнительные мучения для души. Тело выносят ногами вперед. Несут гроб только евреи.

Высшим проявлением скорби является «крие» - надрыв одежды в знак траура и отчаяния от потери. По родителям «крие» делают с левой сто­роны, по другим близким - с правой. «Крие» не делают на белье и верхней одежде (куртка, пальто).
Лопату не передают из рук в руки. Один человек втыкает лопату в землю, а другой берет ее.

«Моле» (траурную молитву «Кель моле рахамим») читают после того, как могила засыпана. Читают также «Циддук га Дин» - «Оправдание Суда», псалмы 17 (не читают в те дни, когда не читают покаянной молитвы «Таханун». Кадиш читают только в присутствии «миньяна» - 10 евреев, мужчин старше 13 лет.
Дают цдоку - пожертвование бедным.

Сразу после похорон уходят с кладбища, не посещая другие могилы. При выходе с кладбища обязательно омывают руки, не вытирая их. Запрещено устраивать так называемые «поминки», не устраивают застолья. По возвращении с кладбища скорбящим подают «трапезу сочувствия»: хлеб, крутое яйцо и вареную чечевицу (или бобы). Все время траура не едят мяса и не пьют вина (за исключением Суббот и праздников). Евреев запрещено хоронить на нееврейском кладбище, в окружении язы­ческих символов.

Мужчины должны быть с покрытыми головами.
На кладбище нельзя: есть и пить садиться или ходить по могилам; брать до­мой что-либо с кладбища (цветы, плоды и т.п.); вести себя легкомысленно (петь, рассказывать анекдоты).
Человек обязан соблюдать траур по родителям, детям, супругу, брату или сестре.

Траур соблюдают только по родственникам-евреям (в память о родствен­никах-неевреях можно прочесть псалм 91).
Дети (мальчики до 13 лет, девочки до 12 лег) не обязаны соблюдать траур. Не соблюдают траура по самоубийце (кроме случаев самопожертвования или самоубийства в состоянии безумия) и по младенцам, жившим менее месяца. Евреи не кладут цветов или венков к могиле. Цветы на могилу, а тем более положенные в гроб - языческий обычай жертвоприношения духам пред­ков, запрещенный у евреев. Если по ошибке цветы уже принесены, их можно положить у могилы без обрядов и церемоний других вер и народов. В некоторых общинах существует обычай класть на могилу камешек. Кремация не разрешена ни в коем случае. Умерший должен быть предан земле таким, как он есть. Кремация - оскорбительный обычай, который противоречит духу и букве Еврейского Закона, запрещающего языческую практику сжигания мертвых на погребальных кострах. Агент, взявший на себя ответственность по проведению погребального обряда по еврейским обычаям и традициям, может обратиться за ква­лифицированной консультацией в Салтыковскую Еврейскую Религиозную Общину: МО, пос. Салтыковка,ул. Золотопрудная, 25, тел. 702-7018 или в Московскую Еврейскую Религиозную Общину: Москва, Б. Спасоглинищев­ский пер., 10. Тел. 923-9697.



 МУСУЛЬМАНСКИЕ ПОХОРОННО-ПОМИНАЛЬНЫЕ ОБРЯДЫ

Предпогребальные и погребальные обряды, связанные с обмыванием, обряжением покойного, рытьем могилы, требования к поведению живых в данной ситуации детально расписаны в Шариате, где также изложены принципы и правила поведения, религиозной жизни и поступков мусуль­манина, соблюдение которых означает ведение праведной, угодной Алла­ху жизни, приводящей мусульманина в рай. Поэтому эти обряды едины, Они проводились (проводятся и сейчас) под руководством знающих лю­дей, которые по своему желанию (убеждению) получали эти знания, а главное, навыки от людей старшего поколения.

После смерти мусульманина над ним совершаются следующие действия. Из-под умершего убирается мягкая постель. Его укладывают головой в сто­рону Мекки (юго-запад), руки вдоль тела. Чтобы не открывался рот, под­бородок подвязывают платком, тело покрывают простыней, а голову чаще всего полотенцем. На живот кладут что-нибудь из металла, например нож­ницы (во избежание вздутия). Возле покойника не принято причитать, громко разговаривать.

Похороны, как и прежде, стараются провести как можно быстрее; как пра­вило, на следующий день после смерти, если нет уважительных причин для откладывания похорон: ожидание приезда родных и т. д. В последнем случае они могут состояться и через два-три дня после смерти, и это не осуждается (хоть и не очень желательно!).

Покойного одного не оставляют. Около тела постоянно люди: те, кто по­старше, приходят с четками и сидят возле него, произнося молитву Ноч­ное бдение называется (тэн саклау) - караулить ночь (тэн чыгу). Сейчас на ночное бдение собираются пожилые, причем не обязательно родные. Совершается обряд омовения, в котором участвуют не менее четырех че­ловек, с соблюдением правил, предписанных Шариатом. Мужчин обмывают мужчины, женщин - женщины. Это специально приглашенные, знающие порядок обмывания люди. Во время обмывания в комнате остаются только те, кто занят. Их функции четко распределены: один обмывает (он руково­дит всем в данном случае), другой помогает поворачивать тело, третий гото­вит кумганы с водой, четвертый поливает. В последний (кумган), водой которого проводится общее омовение, добавляют настой душицы. Родные и близкие прощаются с телом усопшего до обряда омовения. После обряда омовения тело усопшего соответствующим образом облачают в погребальные одежды (кэфенлек). Тело укладывают в табут (мусульманский ящик для захоронения).

Захоронение умерших мусульман осуществляется на мусульманских участках кладбищ. При кладбище существует смотритель участка, который по­казывает, где копать могилу, оконтуривает ее. Это - кабер башлаучы - начи­нающий могилу, т.к. строго придерживаются ориентации могилы на юго-за­пад. Он же показывает, как сделать боковую нишу - лэхет. Могила копается по размеру покойника, глубиной в его рост, лэхет - с правой стороны. Выкопанную могилу пустой не оставляют: либо возле нее находится человек, либо в нее опускают что-нибудь железное - лом, топор, лопату. Выносят покойного ногами вперед. Во дворе - переворачивают. Несут покойного на кладбище головой вперед на специальных носилках. Перед тем, как внести на кладбище, носилки ставят на специальное возвышение. Все присутствующие мужчины совершают особый намаз - погребальную молитву (женаза). Хоронят, как и прежде, без гроба. Если и хоронят в гробу (в городах), то, как правило, крышку гроба не забивают гвоздями либо она вообще отсутствует.

Для того чтобы покойного положить в нишу, в могилу спускаются три самых близких родственника. Покойного опускают на трех полотенцах. Находившиеся в могиле выходят из могилы опоясанные этими полотен­цами (как правило, сейчас это вафельное полотенце длиной 2,5 м). Отвер­стие ниши раньше закладывали камышом, необожженным кирпичом. Сейчас закладывают обыкновенным кирпичом. После того как бывает за­сыпана могила, мулла читает суру из Корана. Родственники покойного раздают садака. Кстати, для раздачи садака готовят заранее деньги, вещи. Один из родственников несет с собой эти вещи на кладбище, ему объясня­ют, кому и что должно быть передано. Большую сумму и более значимые вещи получают «показывающий могилу», опускающие в могилу, читаю­щий Коран и т.д.

При захоронении умерших мусульман нельзя использовать искусствен­ные венки, цветы и прочую ритуальную атрибутику (покрывало, подушки, гирлянды, траурные ленты и т.п.).
Поминальные обряды включают в себя проведение многократных поминок Они подразделяются на поминки, проводимые по определенному покой­нику; и общие поминки. Первые включают в себя поминки на третий день после похорон, на седьмой, сороковой день и через один год. Следует от­метить, что особых поминальных блюд нет, то есть при угощении подают­ся те же блюда, что и во время любого другого обеда. Погребальные обряды сложны, осуществляются под руководством духов­ных лиц и сопровождаются особыми погребальными молитвами. Строгое соблюдение погребальных обрядов - долг каждого мусульманина. Агент, взявший на себя ответственность по проведению погребального обряда по мусульманским обычаям и традициям, может обратиться за квалифицированной консультацией в Духовное Управление мусульман: г. Москва, Выползов пер., дом 7. Тел. 284-7965.



 ОРГАНИЗАЦИЯ ОТДАНИЯ ВОИНСКИХ ПОЧЕСТЕЙ

Войска, назначаемые для отдания воинских почестей при погребении, составляют почетный эскорт.
Почетный эскорт назначается при погребении:
- военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, погибших при прохождении военной службы или умерших в результате увечья (ра­нения, контузии, травмы), заболевания;
- граждан, уволенных с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющих общую продолжительность военной службы 20 лет и более;
- участников войны, а также граждан, имевших особые заслуги перед госу­дарством. Почетный эскорт назначается в следующем составе:
- при погребении солдат (матросов), сержантов (старшин) и прапорщи­ков (мичманов) - отделение, взвод или соответствующие им подразде­ления;
- при погребении офицеров, а также военнослужащих и граждан, удостоен­ных звания Героя Советского Союза, Героя Российской Федерации, награж­денных орденом Славы 3-х степеней - взвод, рота или соответствующее им подразделение;
- при погребении умерших участников войны (боевых действий и локальных конфликтов) в воинских званиях рядовой (матрос), сержант (старшина), прапорщик (мичман) и младших офицеров, исходя из организационно-штатных возможностей воинских частей и их удаления от места захоро­нения, почетный эскорт назначается в составе отделения.

Почетный эскорт, назначаемый от взвода и выше, должен быть с Боевым знаменем без чехла и с траурной лентой.
Кроме почетного эскорта на погребение назначаются: оркестр, почетный караул к гробу, солдаты (матросы) для переноски и опускания гроба в мо­гилу (8-10 человек) без оружия и подкомандой сержанта (старшины). Для перевозки гроба с телом покойного выделяется автомобиль или лафет орудия.
Время выставления почетного караула к гробу с телом покойного опреде­ляется начальником гарнизона (командиром воинской части, председате­лем комиссии). Караул из своего состава выставляет две пары часовых. Одна пара часовых становится по обе стороны гроба с телом покойного, в двух шагах от него у изголовья, другая пара в ногах. Каждая пара часовых становится лицом к другой паре, имея автомат в положении «на грудь» (ка­рабины в положении «к ноге»), и принимает строевую стойку. Часовые должны иметь траурную повязку на левом рукаве. Часовые у гроба сменя­ются не реже чем через 15 минут.

Для отдания почестей покойному могут выставляться почетные часовые из числа представителей от воинской части и общественных организаций. Они становятся без оружия и без головных уборов с траурными повязками, рядом с часовыми почетного караула на расстоянии одного-двух шагов с внешней стороны и сменяются через каждые 3-5 минут. По прибытии к месту выноса гроба почетный эскорт выстраивается в развернутом строю фронтом к выхода откуда должен быть вынесен гроб. Оркестр выстраивается в трех шагах правее эскорта. Почетный эскорт во время похорон военное приветствие не выполняет. При выносе гроба из здания впереди идет военнослужащий с портретом покойного, за ним, на дистанции трех-пяти шагов, один за другим идут военнослужащие с венками, за ними на том же расстоянии - военнослужа­щие с орденами и медалями покойного в порядке старшинства орденов, затем следуют военнослужащие с гробом, лица, сопровождающие покой­ного, и почетный караул. Часовые почетного караула следуют по обеим сторонам гроба.
В момент выноса гроба с телом покойного начальник почетного эскорта, не оставляя своего места в строю, командует: «Смирно» (если почетный, эскорт вооружен карабинами - «Смирно – караул») и прикладывает руку  к головному убору.
Выстраивается колонна с портретом, венками и орденами. Оркестр испол­няет траурный марш. Военнослужащие, находящиеся вне строя, при выно­се гроба принимают строевую стойку и прикладывают руку к головному убору.
После установки гроба в катафалк председатель комиссии приглашает близких родственников в катафалк и подает команда на начало движения. По прибытии к месту погребения колонна выстраивается в следующем порядке:
- венки - ордена - гроб с телом покойного - лица, сопровождаю­щие покойного - оркестр -почетный эскорт.

В отдельных случаях по указанию начальника гарнизона при подходе к ме­сту погребения (у места выноса гроба) по обе стороны пути, где должна проходить процессия, могут быть выстроены войска в пешем одношереножном или двухшереножном строю.

Военнослужащие с портретом, венками и орденами занимают место у мо­гилы. Перед опусканием гроба с телом покойного в могилу открывается траурный митинг. По окончании митинга сотрудники кладбища (команда для переноски гроба) опускают гроб с телом покойного в могилу. При опу­скании гроба Боевое знамя склоняется, почетный эскорт отдает те же по­чести, что и при выносе гроба. Назначенное из состава почетного эскорта подразделение производит салют тремя залпами холостыми патронами, причем, если в строю рота, стреляет один взвод; если в строю взвод или от­деление, стреляет все подразделение. С первыми залпами салюта оркестр играет Государственный Гимн. Почетный эскорт, если позволяет место, под оркестр проходит перед могилой. Часовые почетного караула снима­ются по окончании исполнения оркестром Государственного Гимна и про­хождения почетного эскорта.
При кремации тела покойного почетный эскорт выстраивается у крематория фронтом параллельно направлению движения похоронной процессий. Оркестр выстраивается в трех шагах правее или левее эскорта. При приближении похоронной процессии к крематорию оркестр, испол­няя траурный марш, сопровождает гроб с телом покойного в помещение крематория. Во время траурного митинга оркестр прекращает игру. При опускании гроба с телом покойного для кремации назначенное под­разделение производит салют тремя залпами холостыми патронами. По­сле салюта оркестр исполняет Государственный Гимн.